2012-05-12

Как алкоголь действует на организм, и почему от него и хорошо и плохо :)


Все из нас, за исключением, пожалуй, совсем уж редких нынче индивидов, хоть раз в жизни пробовали спиртные напитки. И после принятия ощущали разные изменения в сознании, мышлении, движениях и желаниях. Но вы же понимаете, что то, что вы чувствуете – это только самое конечное проявление всех тех дел, что творит в организме алкоголь. А вас никогда не интересовало, какими путями и средствами он добивается такого потрясающего эффекта? Вот сейчас-то вы это и узнаете.

Как алкоголь действует на организм, и почему от него и хорошо и плохо :)


Тук-тук! Кто там? Это я, выпивка!

Начинается все просто. Вы выпиваете что-либо спиртосодержащее. Что именно – оставим это на ваш вкус. Из ротовой полости это нечто попадает в глотку и начинает спускаться по пищеводу в желудок. Некоторая часть алкоголя успевает всосаться во время этого процесса – через слизистые оболочки рта, глотки, пищевода, но эта доля настолько незначительна, что можно ей пренебречь. А вот в желудке как раз начинаются основные процессы всасывания алкоголя и, следовательно, его поступления в кровь. Вы же не думали, что выпиваемое сразу перемещается в мочевой пузырь? Нет, серьезно. Алкоголь (как, впрочем, и все остальное, что попадает в организм через рот и глотается) проходит по пищеварительному тракту (проще говоря – кишочкам), по дороге постепенно всасывается и перемещается в кровь, благодаря чему разносится по организму, и пьянеет у нас не один желудок, а весь организм целиком. Сам по себе процесс всасывания довольно нежен и трепетен, на него влияют множество различных факторов, в итоге изменяется и скорость протекания процесса, и его интенсивность. Например, традиция закусывать водку салом имеет вполне физиологическое обоснование – жирная пища замедляет всасывание алкоголя. Также доказано, что теплые напитки всасываются быстрее прохладных, и при повышении температуры тела человека всасывание тоже ускоряется за счет увеличения площади, на которой оно и происходит. Так что все-таки не стоит пить в жару теплое пиво.

Детальнее следует остановиться на разнице скорости всасывания у людей пьющих часто и пьющих редко. Она, разумеется, выше у первых, и объясняется это очень просто. При раздражении алкоголем стенки желудка рефлекторно понижается темп всасывания, и, как следствие, запускает защитную реакцию организма – предотвращение алкольной интоксикации, что проявляется спастическим закрытием пилорического отверстия (это, можно сказать, "выход" из желудка) и вторичным замедлением поступления алкоголя в кровь. Наряду с этим, у редко пьющих людей может возникать замедление, вплоть до паралича, перистальтики (это страшное слово означает, всего-навсего, сокращения мышц, находящихся в стенке желудочно-кишечного тракта, в результате которых все, что скушано, потихоньку передвигается от ротового отверстия, до выхода наружу) желудка, следовательно, процесс всасывания происходит только в желудке, что замедляет скорость резорбции. У привычных к алкоголю же данной реакции не наблюдается и содержимое желудка вместе с алкоголем быстро эвакуируется в тонкий кишечник, где площадь всасывания больше и процесс убыстряется.

В дело вступают ферменты

После всасывания алкоголь попадает в кровь и начинается следующая стадия – его метаболизм. Он осуществляется преимущественно в печени и может проходить тремя основными путями.

Ферменты организма, "переваривающие" алкоголь, за работой

Первый путь, по которому метаболизируется 75-90% этанола, осуществляется алкогольдегидрогеназой при участии никотин-аденин-динуклеотида (НАД). Если вы встречаете длинное и непонятное слово, заканчивающееся на "-аза" – с высокой долей вероятности речь идет о каком-то ферменте. Ферменты – это такие большие и сложные комплексы, которые выполняют какую-то достаточно специализированную функцию. Например, отрывают кусочек большой молекулы, или наоборот – что-то к ней присоединяют. Если вы думаете, что для того, чтобы проделать такую крошечную операцию, не нужен большой и сложный фермент – попробуйте как-нибудь на досуге располовинить воду на кислород и водород, пользуясь только руками. Сами увидите.

НАД – это такой маленький помощник ферментов, называемый коферментом. Он не такой крупный, но и его функция более универсальна – он является переносчиком электронов и водорода. Проще говоря, один фермент откусывает от какой-то большой молекулы (она называется субстратом данного фермента) два атома водорода, отдает их НАД-у, который, принимая их, восстанавливается и превращается в НАДНН+; далее этот восстановленный кофермент уходит к другому процессу, где может преспокойно отдать полученные атомы водорода другой молекулы. И, разумеется, вернуться обратно получать новые.

В нашем случае, алкогольдегидрогеназа является НАД-зависимой именно потому, что она оттяпывает у этанола два атома водорода и должна их куда-то деть. Не разбрасываться же, право слово, такими вещами. Вот их-то и забирает НАД и уносит дальше, чтобы никто не сидел без дела, включая даже маленькие водородики.

Так вот, под действием алкогольдегидрогеназы этанол превращается в ацетальдегид (ацеталь). Стоит отметить, что активность этого фермента различна у всех людей и зависит не только от возраста и пола, но даже от расовой принадлежности. В частности, именно с последним связан столь быстроразвивающийся и тяжелый алкоголизм у народов Крайнего Севера.


Ферменты организма, "переваривающие" алкоголь, за работой

Дальше начинается второй этап, в котором ацетальдегид под действием ацетальдегиддегидрогеназы (тоже фермента, тоже НАД-зависимой, только здесь источником двух атомов водорода и одного атома кислорода служит молекула воды) окисляется до уксусной кислоты, которая в свою очередь, соединяясь с коферментом А, становится источником энергии в организме.

Второй путь осуществляется микросомальной окислительной системой печени, включающей в себя цитохром P450 2Е1. Продуктом окисления становится так же ацетальдегид. Эта система участвует не только в метаболизме этанола, наряду с ним она принимает участие в элиминации других спиртов и токсических веществ. Данные по ее доле в общем объеме метаболизируемого алкоголя разнятся, но при поступлении больших количеств этанола (то есть когда алкогольдегидрогеназа "перестает справляться"), активность этой системы увеличивается и, по некоторым сведениям, она может покрывать до 50% от общего поступающего объема.

Причем в этой системе коферментом выступает НАДФ, можно сказать, брат уже известного нам НАД-а, отличающийся от него наличием остатка фосфорной кислоты. И действует он обратно – приходит в восстановленном виде, нагруженный двумя атомами водорода, а уходит пустым, отдав их на нужды этой системы.

Третий путь, на который приходится не более 5% этанола, проходит с участием фермента каталазы, образуемой клетками печени.

Так почему же пить много – плохо?

Казалось бы, весь поступивший алкоголь перерабатывается, откуда же берутся все его эффекты? На самом деле, скорость расщепления этанола до конечных продуктов (вода и углекислый газ) сравнительно невелика и составляет порядка 0,1 грамма на 1 килограмм веса в час у мужчин (то есть, если вы весите 70 килограмм, то в час вы сможете переработать около 7 грамм чистого спирта). У женщин этот показатель ниже на 10%. И не стоит забывать о том, что эти цифры действительно для абсолютно здоровой печени. Таким образом, пока неметаболизированный алкоголь циркулирует в крови, он успевает повлиять на многие структуры тела.

В первую очередь следует отметить его влияние на головной мозг, где спирт накапливается избирательно – его концентрация там на 75% выше, чем в крови. Даже в минимальных концентрациях этанол активирует системы, связанные с гамма-аминомасляной кислотой (ГАМК), которые ингибируют процессы передачи импульсов (проще говоря, положительно влияют на процессы торможения). Именно с этим связан седативный эффект алкоголя – мышцы расслабляются, напряжение уходит, настроение выравнивается. Наступающая эйфория так же связана с высвобождением гормона удовольствия дофамина и его действием на вентральные зоны покрышки головного мозга (это примерно за глазами и носом). Помимо этого алкоголь стимулирует серотонинэргическую систему, то бишь способствует выделению серотонина – гормона радости. Именно с этими процессами связано развитие психической зависимости от этанола: истощаются запасы серотонина (его же не бесконечно много, в конце концов); системы, связанные с ГАМК потихоньку устают и перестают реагировать на раздражение адекватно – все это снаружи выглядит как посталкогольная утренняя депрессия. То есть, если наутро после веселой ночи вы просыпаетесь и вам невыносимо грустно и тоскливо – это не значит, что на самом деле у вас есть для этого повод (ну, разве что кроме того факта, что ночь-то закончилась), возможно у вас просто подошли к концу запасы серотонина. А это дело поправимое.

Ну и конечно, под удар попадают нежные клетки, расположенные внутри желудка и дальнейшего его продолжения, потому что они являются фактически первым барьером на пути этанола по организму.

Вредительное действие алкоголя на головной мозг

Но, честное слово, черт с ним, с этанолом. Он, конечно, не вода совсем, но основной шурум-бурум в организме наводит вовсе не он, а его прямой наследник – ацетальдегид (откуда он берется уже было сказано выше). Вот он-то и является основной причиной всех неприятных вещей, связанных с обильными возлияниями.

Ацетальдегид, в идеале, перерабатывается в безобидную (и даже нужную!) уксусную кислоту. Но, к сожалению, идеал, как известно, недостижим. И если вдруг вы пьете слишком быстро или слишком много, в общем, если ацетальдегид не успевает перерабатываться, то вот тут-то и начинаются неприятности. Накапливаясь, он влияет сразу на несколько вещей.
Во-первых, он оказывает ингибирующее (то есть, замедляющее) действие на синтез белков из аминокислот. Белки для организма, как вы понимаете, вещь очень важная, и они не только должны поступать с едой, но еще должны вырабатываться (и вырабатываются) огромными количествами во всех уголках и закоулках тела. Даже самая захудалая клетка все равно синтезирует хоть какие-то белки.

Во-вторых, он влияет на процессы обезвреживания пероксидов. Пероксиды – это целая группа соединений, из которых одно, перекись водорода, знакомо каждому. Помните, как щиплется, когда промоешь ранку перекисью? Вот то-то. Пероксиды являются очень активными веществами, они участвуют в процессе, называемом перекисным окислением липидов. Само по себе название не предвещает ничего хорошего, и действительно – в результате липиды деградируют, разрушаются и перестают выполнять свои функции. И вот тут стоит отметить, что мембрана каждой клетки организма состоит из фосфолипидов, то есть липидов с прицепленными остатками фосфорной кислоты. Представляете, что происходит с мембранами в итоге? А если нарушается целостность мембраны – разрушается вся клетка.

Уже страшно? А это еще не все! Помимо этого, когда во время превращений и самого этанола, и ацетальдегида у нас во все стороны разбегаются восстановленные НАД-ы (НАДНН+), это тоже имеет негативные последствия. Слишком большая их концентрация угнетает синтез глюкозы (да-да, помимо того, что мы ее кушаем, мы еще ее умеем делать), концентрация сахара в крови падает и нам становится дурновато. Вплоть до обморока.

Если смотреть по внешним проявлениям, то есть заметным для нас самих и для врачей, то именно этими дурными влияниями ацетальдегида объясняются:
  • поражение клеток головного мозга, приводящие к нарушению сознания и всяким там белочкам;
  • токсическое действие на кровеносную систему – эритроциты тоже клетки, в конце концов, тоже имеют мембрану. Повреждение мембраны эритроцита и его последующее разрушение называются гемолизом, и таким образом, при алкоголизме может возникать гемолитическая анемия, то есть нехватка гемоглобина будет обусловлена именно распадов эритроцитов и выходом его наружу, где он бесполезен и не умеет работать;
  • поражение печени. Из-за того, что в ней и осуществляется основная часть переработки поступившего этанола, токсичному ацетальдегиду и ходить далеко не надо, прямо на месте можно начинать крушить и ломать несчастные клетки печени, вызывая их отмирание, общее понижение работоспособности печени и, в конечном итоге, цирроз (это когда место отмерших трудяг-гепатоцитов занимает бесполезная в функциональном контексте соединительная ткань);
  • все остальные прелести алкоголизма, включающие в себя болезни желудочно-кишечного тракта и поджелудочной железы, различных эндокринных желез и, по сути, всех оставшихся органов.

А поутру они проснулись

Наутро болит голова, трясутся ручки, ножки подгибаются, лицом напоминаете подушку и очень хочется присосаться к крану с холодной водой навеки? Поздравляем, у вас похмелье!
Иногда похмелье ошибочно именуется абстинентным синдромом. На самом деле, это не так. Абстинентный синдром – это когда вы ходите и думаете только об одном: "вот сейчас бы накатить, да потом еще, а потом еще и еще одну". Проще говоря, это ломка, почти как у наркоманов. Похмелье же – результат алкогольной интоксикации и вообще всех тех дел, что наворотил этанол в вашем организме.

"Сушащий" эффект алкоголя вызван нарушением водно-электролитного баланса. Есть несколько точек зрения на этот вопрос. С одной стороны, считается, что алкоголь просто отнимает воду, чем и обусловливается сильная жажда поутру. С другой стороны, есть мнение, что это не абсолютное обезвоживание (что доказывает как раз опухшая морда лица в зеркале), а уменьшение объема крови, циркулирующей по организму, вследствие не очень правильного перераспределения ее между внутренними органами. Соли же (корректнее будет сказать ионы) просто вымываются, что приводит к их недостатку.

Больная голова объясняется действием на головной мозг. Спирт повреждает клетки нервной системы, отравленные нейроны негодуют, вызывают отек и повышение внутричерепного давления. Голова не просто болит, но кажется тяжелой, налитой свинцом. И не будем забывать об утренней печали, о которой уже говорилось выше!

Общая слабость является следствием накопления того самого ацетальдегида, о недостойном поведении которого написано было ранее. Еще раз вспомним его недобрым словом и постараемся не допускать накопления его в больших количествах.

"Опохмел", то есть избавление от похмелья методом выпивания небольшого количества алкоголя (причем лучше того, который вы пили накануне), имеет вполне четкое физиологическое обоснования. Помимо того, что малые дозы спирта оказывают просто общее расслабляющее влияние и разжижают кровь (а вы же помните, что у нас ее объем уменьшен? следовательно, ее разжижение слегка этот объем и увеличит), по некоторым данным, выпитый наутро этанол как бы "перезапускает" ферментные системы, что позволяет им работать активнее и быстрее устранить интоксикацию.

В целом же, стоит запомнить несколько простых вещей: пытаясь побороть сушняк водой, лучше пить минералку – это сразу убьет двух зайцев, помимо жидкости в организм поступят и утраченные ионы; неплохо выпить крепкого чаю – поможет снять отеки; и, конечно, следует поесть, возможно не сразу, немного, но потребностей в энергетическом материале никто не отменял.

Вообще способов борьбы с похмельем масса, и это объясняется индивидуальными особенностями. Кому-то помогает баня, но сердечникам и страдающими проблемами с сосудами лучше этого не делать. Кто-то весь день после лежит обессиленным пластом, а кому-то наоборот, становится лучше, когда он начинает потихоньку двигаться. Попробуйте подобрать свою программу борьбы именно с вашим персональным похмельем.

Пить или не пить, вот в чем вопрос

Во всем вышесказанном следует отметить один важный момент. Как видно, практически все тяжелые поражения различных систем органов человека сопряжены с неумеренным и регулярным употреблением алкоголя. Это до сих пор является спорным вопросом медицины, но из вышесказанного наглядно видно, что если знать меру в употреблении, то принятие алкоголя будет приятным и достаточно безвредным занятием, помогающим расслабиться с одной стороны, а с другой – очистить голову от ненужных мыслей и посмотреть на вещи освеженным взглядом. Ключевое здесь – "знать меру". Поскольку выше уже говорилось о различной активности алкогольдегидрогеназы, заранее угадать, после какой рюмки продолжать не стоит, не особо получается. Поэтому выход один – слушать только себя и свои ощущения, не пить слишком много, слишком часто и непонятно что. Алкоголем можно наслаждаться так же, как изысканной едой и тонкими гармониями музыки.

1 комментарий: